Четыре личности внутри тестировщика

Когда QA специалист разрабатывает сценарии тестирования, он должен на что-то опираться. Обычно это поведенческие схемы некоторых условных типажей пользователей. Разберем их подробнее.

Тестировщик » QA-блог » Развитие » Четыре личности внутри тестировщика

Поведенческие паттерны пользователей в тестировании

Умение посмотреть на приложение глазами потенциальных пользователей – очень ценно для тестировщика. Это определяет уровень его профессионализма. Грамотно построенные сценарии использования ПО помогают разработать релевантные тесты и убедиться в удобстве продукта для клиентов.

На изображение четыре личности внутри тестировщика.

Здесь тестировщику пригодится эвристический подход – опыт предыдущих проектов и работы пользователей с приложениями. Он помогает спроектировать типовые сценарии тестирования на базе поведенческих паттернов (схем) у людей.

Зачем тестировщику представлять себя на месте другого человека

Тестировщик проверяет требования к программному обеспечению, но они могут быть сформулированы для усредненного пользователя. Однако, в реальности все юзеры разные, со своими целями и опытом работы с приложениями. Это может влиять на то, как человек будет пользоваться этим ПО и какие ошибки может совершить. 

Поэтому способность поставить себя на место другого человека очень важна в работе QA специалиста. Она помогает находить дефекты и недочеты ПО, иногда неочевидные с первого взгляда.

Поведенческие паттерны

В зависимости от сферы применения ПО – схемы поведения (паттерны) могут иметь разнообразные вариации. Для оптимизации усилий тестировщика их следует классифицировать и описать по наиболее показательным критериям. Например, если мы рассматриваем интернет-магазин, то такими критериями могут быть:

  • Наличие опыта покупок в других интернет-приложениях;
  • Время для того, чтобы воспользоваться дополнительными опциями (распродажи, акции, специальные скидки и т.п.).

Тогда у нас получается следующая матрица типажей пользователей:

Время, чтобы воспользоваться дополнительными опциямиНаличие опыта
ДаНет
Есть«Виртуоз покупок»«Алиса в стране чудес»
Нет«Галопом по Европам»«Слон в посудной лавке»

Теперь тестировщик, отталкиваясь от характеристик данных типажей, может составить паттерны их поведений. А затем – и сценарии тестирования.

«Виртуоз покупок»

  • Цель: Прицениться к товару по соотношению «качество/цена».
  • Особенность: Сравнение однотипных товаров.
  • Предполагаемое поведение: 
  1. Зайти в приложение;
  2. Поиском найти подходящие модели товара;
  3. Отобрать понравившиеся, сравнить их характеристики и цены;
  4. Ознакомиться со скидками и акциями магазина;
  5. Выяснить возможность и стоимость доставки;
  6. Принять решение о покупке;
  7. Оплатить или покинуть приложение.

«Алиса в стране чудес»

  • Цель: Купить дешевые товары по акции.
  • Особенность: Сначала надо понять, как пользоваться приложением.
  • Предполагаемое поведение:
  1. Зайти в приложение;
  2. Исследовать ассортимент, посмотреть фотографии товаров;
  3. Изучить акции, скидки и т.п.
  4. Нажать случайно на пару боковых баннеров;
  5. Попытаться вернуться обратно;
  6. Пройти опрос о предпочтениях в товарах;
  7. Посмотреть карту по тарифным зонам доставки;
  8. Зайти в корзину, половину выбранного товара удалить;
  9. Продолжить выбирать товар;
  10. Снова зайти в корзину, снова удалить часть товара;
  11. Оплатить или покинуть приложение.

«Галопом по Европам»

  • Цель: Купить товары по заранее составленному списку
  • Особенность: Специальные скидки, товары по акции и т.п. промоушен не интересен.
  • Предполагаемое поведение:
  1. Зайти в приложение;
  2. Выбрать нужные товары;
  3. Принять решение по доставке;
  4. Оплатить.

«Слон в посудной лавке»

  • Цель: Быстро купить конкретный товар.
  • Особенность: Очень срочно нужен товар, нет времени ждать.
  • Предполагаемое поведение:
  1. Зайти в приложение;
  2. Найти похожий, но другой товар, положить его в корзину;
  3. Случайно нажать на баннер;
  4. Попытаться вернуться обратно;
  5. Зайти в корзину
  6. Вернуться к описанию товара;
  7. Понять, что товар не подходит;
  8. Зайти в корзину и удалить ненужный товар;
  9. Вернуться к товарам, выбрать нужный;
  10. Зайти в корзину
  11. Оплатить, упустив опцию с доставкой.

Резюме

Способность «побыть в шкуре» другого человека и спрогнозировать его поведение в приложении – важное умение для тестировщика. В его развитии может помочь эвристика, чтобы создать типажи пользователей. Для каждой такой «личности» можно предположить ее поведение и на основе этого разработать тесты.

на изображение автор Михаил Кулешов

Автор Михаил Кулешов

Михаил, профессиональный партнерский маркетолог, является основателем компании South Media OÜ, которая была создана в 2018 году и базируется в Таллинне. С 2016 года Михаил уехал из Финляндии и жил как настоящий «цифровой кочевник» в IT-индустрии, путешествуя по миру только с ноутбуком. Михаил работает и пишет статьи, связанные с IT-индустрией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *